[Serge G.Bychkov ]
Главная » Статьи » О музыке » Разное

Человек, музыка и сознание.

 

 

Человек, музыка и сознание.

 

Философы древности называли музыку своеобразным «эмоциональным языком». Способность музыки воздействовать на эмоционально-психическое состояние человека  уже давно является предметом пристального изучения. Так, в США была даже организована национальная ассоциация музыкотерапевтов, у истоков которой стоял еще Т. Эдисон, отобравший ряд музыкальных произведений, которые должны были воздействовать на эмоциональное состояние слушателей. Но, вся работа, в основном,  сводилась к спонтанному подбору разнопланового музыкального материала и выявлению устойчивых реакций испытуемых на те или иные мелодии. Например, были установлены конкретные музыкальные сочинения, прослушивание которых благотворно влияет на людей страдающих теми или иными заболеваниями. Кроме этого, никакой существенной информации по данному вопросу не дается, а сам факт практической пользы музыки по отношению к человеку остается необъяснимым. В нашей стране так же велись и ведутся аналогичные исследования. В 1913 году В.М. Бехтеревым было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и  гигиены». В семидесятые годы советский исследователь и музыкант Р. Х. Зарипов выявил и классифицировал наиболее часто встречающиеся и повторяющиеся музыкальные интервалы и даже целые музыкальные фразы, доказав тем самым необъяснимую тягу значительной части советских композиторов к повторам отдельных мелодических комбинаций. Это подтверждает и то, что основное воздействие оказывает не отдельно взятый звук, а сочетание звуков.  Музыка - это движение. И в этом движении главное не упустить соотношения каждого данного звучащего момента с предыдущим и последующим моментами. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и, дифференцируя воспринимаемый материал, проводим отбор, оцениваем, мыслим. Восприятие музыкального звука разделяют на два вида: интеллектуальный и физический. Первый это тот, что непосредственно воздействует на эмоционально-психичесий уровень, что мы понимаем как содержание, звуковые образы, он отчасти сближается со зрительными восприятиями и представлениями. Второй это воздействие натуральной звуковой волны не только на органы слуха, но и на весь организм человека. Оба фактора воздействуют одновременно, но с разной интенсивностью и степень этого воздействия носит строго индивидуальный характер. Опыт показывает, что для органа слуха человека звуковыми являются только такие волны, колебания в которых происходят с частотами от 20 до 20000 Гц. Слуховые ощущения так же отражают силу, высоту и тембр звука. Однако не будем забывать о том, что восприятие звука, это всего лишь наше ощущение, поэтому  реакция на одни и те же звуки со стороны разных людей будет не одинакова. В итоге отметим, что ясной картины, позволяющей понять механизмы восприятия и воздействия музыки на эмоционально-психическое состояние человека до сих пор нет. Но поиски продолжаются и дают интересные результаты. Так в 1997 году петербургский ученый С.В. Морозов предложил идею сознательного подхода к созданию музыкальных произведений (см. «Сознательный подход к созданию музыкальных произведений» журнал «Сознание» 1(5)99.). Указанная выше цель достигается за счёт маркировки с помощью звуков отдельных элементов или стадий развития любого природного процесса или явления, т.е. основой будущего музыкального произведения становится некая расчетная часть. Интуитивной составляющей остаются лишь фантазии композитора, аранжировщика и исполнителя. Идея была реализована на практике. В результате совместной работы Бычкова С.Г. и Морозова С.В. появился первичный музыкальный материал, с которым можно было работать дальше. Значительное участие в последующей части практической работы принадлежит музыканту-аранжировщику Долгушеву Г.А.. Так появились первые музыкальные композиции, созданные не обычным способом. Открылись новые широчайшие горизонты, избавляющие композиторов от «творческих мук» и позволяющие более осмысленно создавать музыку. Музыкальный сборник названный «К совершенному небу» создан именно таким способом. В основу музыки положены некоторые элементы китайской философии.

 

Подробнее о том, как создавалась эта музыка.

 

У мудрецов Китая существует понятие «Стихия». Всего есть пять стихий. Это Дерево, Огонь, Почва, Металл, Вода. С их помощью мудрецы описывали окружающий мир. Они устанавливали взаимные соответствия между стихиями и объектами окружающего мира. Не обошли своим вниманием и музыку. В Китае была создана гамма из пяти звуков, каждый из которых соответствовал одной из стихий.

Изучая различные процессы в природе, мудрецы поняли, что существуют и последовательности расположения стихий. В частности, последовательность Дерево, Огонь, Почва, Металл, Вода называется порядок взаимопорождения. Есть и другие последовательности. Но если каждой стихии соответствует своя нота, то можно проиграть эту последовательность. Так была создана композиция «Гармония стихий».

Чтобы описать множество вещей, окружающих человека, Китайские мудрецы использовали восемь специальных символов, называемых триграммами. Триграммы тоже расположены в определенной последовательности. Причем, этих последовательностей две. Одна называется «Прежденебесным порядком триграмм», а другая «Посленебесным порядком триграмм». Каждая триграмма имеет соответствие определенной стихии, а значит и ноте. Поэтому «Прежденебесный порядок триграмм» и «Посленебесный порядок триграмм» можно тоже проиграть. Этот подход был реализован в композициях «Солнце и Луна» и «К совершенному небу».

На основе «Прежденебесного порядка триграмм», посредством удвоения была создана еще одна схема, называемая «Переменами». Мудрецы пришли к пониманию, что все перемены, происходящие в этом мире, можно описать последовательностью из 64 символов. Эти символы были использованы для создания знаменитой «Книги перемен». Но поскольку в основе символов лежат триграммы, то и «Книгу перемен» можно представить в виде музыкальной композиции.

Итак, в основе представленной музыки лежит пятиступенчатая китайская гамма. А для большей выразительности, при аранжировке, были использованы электронные аналоги китайских барабанов «ГУ» и флейты «ЛО».

 

Россия, Санкт-Петербург.

Творческая мастерская профессора Прочерка С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Разное | Добавил: byser (11.01.2010)
Просмотров: 1293 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]